Горшок богатства

Традиция держать в доме символическое изображение горшка, набитого золотом и драгоценностями, возникла еще в Древнем Китае. Считалось, что такой талисман способен привлечь в дом богатство и удачу. В европейской культуре у такого символа есть свой аналог — горшочек, который исполняет желания. В странах Юго-Восточной Азии сувенир в виде наполненного драгоценностями горшка весьма распространен до сих пор. Он может содержать другие восточные традиционные символы богатства и процветания: китайские монеты, золотые слитки, счеты суаньпань и т. д.


Гохей

Деревянный жезл, украшенный двумя особым образом надрезанными и сложенными бумажными лентами. В японском синтоизме такие жезлы используют как амулеты и талисман, с помощью которых можно произвести обряд очищения любых объектов от «негативной энергии». Иногда таким жезлам поклоняются как святыням. По форме бумажные ленты жезла, немного напоминающие обобщенное изображение молнии, имеют свое наименование — сидэ. Они могут крепиться также к ритуальной веревке симэнаве, которую плетут из рисовой соломы, или к ритуальной ветке хараигуси. С помощью веревок симэнаве очерчивается граница очищаемой территории, а сидэ при этом играют роль своеобразных проводников энергии. Разновидность гохэй — жезл онуса. К нему обычно крепят множество лент сидэ, и в целом вся конструкция начинает напоминать плетку.


Гуань Инь

Китайская богиня милосердия. В корейской мифологии ей соответствует богиня Кваннон, в японских мифах она выступает как Каннон (отсюда, кстати, название известной фирмы). В буддизме прообразом Гуан Инь является бод-хисатва Авалокитешвара — помощник Будды Амитабхи. Такая связь делает понятным, почему Гуан Инь иногда изображают многорукой. С санскрита Авалокитешвара переводится как «Господь надзирающий»; переложение этого имени на китайский и привело к появлению соответствующего названия богини в Поднебесной империи. Полное китайское имя богини — Гуан Ши Инь, то есть «рассматривающая звуки мира». Она помогает людям во всех горестях и направляет все живые существа на путь добродетели и исправления кармы. Ее называют «Внимающая плачу мира». Считается, чтобы получить помощь богини, достаточно просто произнести вслух ее имя.

Хотя в индийской мифологии бод-хисатвы бесполы, Гуан Инь обычно изображают в виде женщины. Среди различных ее атрибутов может быть веревка (символ спасения от бед), кувшин с водой (символ утоления духовной жажды) и юбка из тигровой шкуры (символ бесстрашия). Спутниками Гуан Инь могут быть два воина; порой ее изображают летящей на драконе. Образ Гуан Инь очень популярен в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. По значимости на их территории Гуан Инь играет ту же роль, что и Дева Мария на Западе. Любопытно, что в период Эдо первые японские христиане называли Богородицу «Марией Канон». Общим свойством двух этих образов является милосердие. Гуан Инь воспринимается как «великая печальница»; она покровительствует всем людям, женщины молят ее о детях, мужчины просят заступничества в трудных и опасных делах.

 

Гуань Юй

Легендарный персонаж, который почитается в Китае как бог войны. Он известен также как Гуань Ди и Юань Гуй; существуют и другие варианты названий. Историки утверждают, что прообразом этого божества был вполне реальный бесстрашный воин, который родился в Цзечжоу в 160 г. Он служил некоему Лю Бэю и скончался в 210 г. н. э. В VII в. в честь Гуань Юя стали возводить храмы, а в 1128 г. китайский император Гао-цзун приказал совершать официальные жертвоприношения в честь Гуань Юя.

К тому времени образ неустрашимого воина успел обрасти легендами. Одни крестьяне рассказывали, что он появился на свет из чаши, в которую буддийский монах налил кровь дракона. Другие были склонны считать, что дракон летал перед рождением Гуань Юя над домом его родителей, и это был знак, что в семье появится на свет необычный ребенок. В качестве бога войны Гуань Юя стали воспринимать во время правления династии Мин (1368-1644). Это божество вдохновляло воинов на подвиги. Изображения Гуань Юя служили китайским воинам своеобразными талисманами. Поскольку любая война обычно затрагивает поклонников всех религий, а доблесть и смелость уважаются многими людьми, Гуань Юя почитали в Китае и буддисты, и даосы, и конфуцианцы. Горожане чтили этого святого как военного бога богатства и вешали его изображения в своих лавочках и магазинах. Считается, что фигурка Гуань Юя помогает обрести твердость духа и бесстрашие. Этот персонаж является покровителем воинов, торговцев, ученых-литераторов и всех страждущих.


Гусь

На стенах древнеегипетских погребальных камер и на саркофагах нередко можно увидеть изображения гусей. И это не случайно. Ведь в Древнем Египте гусь был посланцем богов. Он выполнял роль посредника между Небом и Землей. Такую роль этим птицам приписали потому, что дикие гуси появлялись в дельте Нила во время зимнего равноденствия. Тем самым они как бы предвещали возрождение жизни и скорое возвращение тепла. Египтяне называли гусей «Великими Гоготунами» и считали, что «Великий Клекочущий» был создателем мира — он снес Космическое яйцо, из которого вылупилось божество Солнца — Амон-Ра. Любопытную трактовку получили гуси благодаря римской истории. Как известно, на Капитолийском холме древние римляне издавна содержали гусей, посвященных богине Юноне. Глядя на их поведение, жрецы делали благоприятные или неблагоприятные предсказания. В 390 г. н. э. при осаде Рима галлами эти гуси почуяли приближение неприятеля, загоготали и таким образом оповестили защитников города о внезапном нападении врагов. С тех пор гусь стал символом бдительности. Фигурка гуся, подаренная молодоженам, намекает на счастье и верность. Как известно гуси — моногамны, и семейные пары у них создаются надолго.

Дайкоку

Дайкоку — один из семи японских ситифукудзинов — богов счастья; божество богатства и изобилия. Прообразом Дайкоку в индийском буддизме является божество Махакала. Ему поклонялись как стражу веры, покровителю домашнего очага и богу богатства. Древние китайцы представляли себе это божество шестируким и трехликим. Подобная иконография Дайкоку не получила распространения в Японии, где изображения бога отвечали индийской традиции: охотничье облачение, шаровары, шапка с заломом. Для древних японцев Дайкоку являлся хранителем домашнего очага.

К началу эпохи Муромати (1333-1568) значение и популярность его культа в Японии выросли настолько, что наряду с Бэндзайтэн и Бисямонтэном его стали считать одним из богов счастья. В начале эпохи Токугава (1603-1867) Дайкоку становится главным среди этих богов. Дайкоку принято изображать благодушным толстяком с большими вытянутыми ушами (символ благожелательности и готовности внимать просьбам страждущих), усатым или с небольшой бородкой. За плечами у него обычно находится внушительный соломенный мешок. Дайкоку его еле тащит. Считается, что внутри этого мешка рис, однако там могут находиться и сокровища. Часто по мешку шастают крысы. В таком контексте они воспринимаются как символы процветания и изобилия, поскольку эти хищные и прожорливые грызуны появляются лишь там, где вдоволь пищи. Из прогрызенных ими отверстий содержимое мешка щедро сыплется в руки людей. В руках Дайкоку часто держит волшебную колотушку учидэ-но-козуши, которая исполняет желания. Стоит только Дайкоку взмахнуть ей, как тут же неведомо откуда начинают сыпаться золотые монеты или драгоценные камни. Некоторые японцы до сих пор верят — если трижды постучать по земле символической колотушкой Дайкоку и загадать при этом желание, оно обязательно исполнится. Дайкоку считается покровителем богатства и стражем домашнего очага. Иногда его мешок мастера украшают строчками из трактата Лао-цзы: «Доведи красоту души до совершенства, тогда богатство и удача сами потекут к тебе, и тебе останется только вкушать их плоды».


Дарума

Фигурки, известные как Дарума, немного напоминают русскую игрушку Ваньку-встаньку, и это сходство имеет объяснение. Дарума — исторический персонаж, легендарный основатель буддийской школы дзэн. Легенда рассказывает, что однажды Будду Шакьямуни спросили, в чем суть его учения. В ответ тот лишь указал глазами на распускающийся цветок. Сущность тонкого намека понял его ученик Кашьяпа, который стал родоначальником философии чистого созерцания. Передаваясь из поколения в поколение, ее принципы дошли в начале VI в. до индийского кшатрия (воина) Дарумы, который вскоре отправился через Гималаи проповедовать в Китай. По дороге, в горах Суншань, Дарума сделал длительную остановку. Именно здесь он основал
знаменитый шаолиньский монастырь.

Облюбовав для собственных духовных занятий пещеру, Дарума предавался в ней медитации на протяжении долгих девяти лет и в результате пережил состояние просветления — сатори. От длительного сидения у Дарумы на время отнялись ноги. Благодаря этому яркому факту биографии Даруму традиционно изображают в виде куклы без ног.

Другая легенда рассказывает о том, как Дарума однажды уснул во время медитации. Чтобы такое больше не повторилось, он извлек из-за пояса кинжал и отрезал себе веки. Когда он бросил их на землю они превратились в чайные листы. Из них монахи научились готовить чудодейственный напиток, который прославил Китай на весь мир. История донесла до нас, что в 528 г. Дарума передал суть своих взглядов ученику, который позже стал первым китайским патриархом дзэна, а затем ушел в нирвану и через год покинул пределы земного мира.

Даруму обычно изображают сидящим, потягивающимся, часто в просторной, слегка мешковатой одежде. Считается, что фигурка этого подвижника помогает в исполнении заветных желаний. В Японии принято под Новый Год дарить похожих на матрешки безглазых кукол дарума. Загадав желание, следует нарисовать даруме один глаз и поставить ее на видное место. Второй глаз кукле дорисовывают, только когда цель достигнута. Таким образом, одноглазая дарума не позволяет забыть о необходимости двигаться к цели.


Дельфин

В одном из залов Эрмитажа можно увидеть фонтанную скульптуру, выполненную итальянским мастером Лоренцетто; он был одним из учеников Рафаэля. Работа называется «Мертвый мальчик на дельфине». С первого взгляда видно, что несчастному малышу уже не поможешь, но дельфин все же старается доставить к берегу хотя бы тело. Практически у всех народов, знакомых с дельфинами не понаслышке, эти грациозные морские млекопитающие олицетворяли спасение. Вместе с тем это быстрые, игривые и свободолюбивые существа. Не случайно некоторые древнегреческие боги путешествуют на дельфинах или сами в них обращаются на время. Ранние христиане пытались сделать дельфина олицетворением спасения, перепутав его по незнанию с китом, который проглотил, а потом достаточно благополучно отрыгнул Иону. На современных татуировках дельфин выступает в своей классической ипостаси. Он символизирует море, морскую силу, безопасность, скорость, свободу и благородство.


Дерево счастья

Истоки символики небольших «деревьев» с листиками из кусочков самоцветов следует искать в мифологии Древнего Китая. Она рассказывает о Царице Запада — богине Сиванму. Ей подвластны жизни всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов. В знаменитом китайском литературном источнике Шань хай цзин («Каталоге Гор и Морей») сказано, что Сиванму проживает на Нефритовой горе (вариант священной горы Кунлунь). Рядом Нефритовое озеро, на берегу которого растут волшебные персиковые деревья. Они расцветают и плодоносят раз в 10 000 лет. Их чудесные плоды — персики — даруют бессмертие. Не случайно в китайской мифологии персик является символом долголетия, а гора Кунлунь становится воплощением представлений о рае.

Другие представления о символике бессмертия были связаны в Древнем Китае с луной. Она ассоциировалась у китайцев с сакральной белой рисовой лепешкой. Они верили, что на Луне живет кролик, который собирает там магические травы, из которых готовит волшебный эликсир, дарующий вечную жизнь. Отсюда и представления о волшебной лунной корице бессмертия. Ее земным прототипом было коричное дерево, древесина которого использовалась в Древнем Китае для производства различных ритуальных предметов. Миниатюрные модели сакральных деревьев начали появляться в Китае еще во время династии Хань во II в. до н. э. В наши дни такие изделия продолжают нести позитивную символику, связанную с долгой счастливой жизнью. Выбирая конкретное «дерево счастья», стоит обратить внимание и на минерал, из которого сделаны его «листочки». Это может быть сердолик, нефрит, аметист или другой распространенный самоцвет со своей отдельной символикой. Вариантом «дерева счастья» является «денежное дерево», листики которого выполнены в виде китайских «монет счастья».