Ель

Веточка ели — традиционный символ Нового Года и Рождества. Откуда такая связь? Она возникла благодаря христианству. Миф утверждает, что символом заката язычества в Германии стал завал тотемного дуба в VIII в. Даже точный год указывается — 723-й, и место — деревушка Гейсмар возле городка Фритцлар. В то время по Тюрингии, Саксонии и Баварии путешествовал монах Винфрид, который позже стал известен как святой Бонифаций. Он исполнял миссию, возложенную на него папой Григорием II, — обращал германцев в христианство. Легенда рассказывает, что именно Бонифаций срубил священный дуб на глазах у толпы язычников. На его месте в качестве символа новой веры он посадил маленькую елочку.

Говорят, древние германцы достаточно легко приняли христианство потому, что усмотрели в нем любимый немцами Ordnung — порядок. Бог-отец, Бог-сын, епископ, паства, под конец безгреховной жизни — Царствие Небесное. Все четко. Да и преемственность с язычеством была. Не случайно на одном из старинных надгробий изображен Христос, похожий на верховного языческого бога германцев Одина. Возможно, с елкой произошла такая же подмена. Была тотемным деревом, а стала рождественским.

Говорят, впервые елку именно под Рождество стал украшать в Германии основатель протестантизма Мартин Лютер. Есть гравюра XIX в.: «Доктор Мартин Лютер с семьей в Виттенберге в рождественскую ночь 1536 г.». На скромном праздничном столе украшенная горящими свечками елочка. Так что обычай украшать елку пришел к нам именно от немцев. Как известно, первую попытку пересадить рождественскую елку на почву отечественной культуры предпринял Петр I. Его указ о новом порядке украшения Москвы и новом летоисчислении (с 1 января) вышел 20 декабря 1699 г. После кончины царя-реформа-тора о праздничных елках быстро забыли.  Говорят, что воспоминанием о петровском указе остались лишь еловые лапы, которыми кабатчики продолжали украшать вход в свои заведения.

Любопытно отметить в связи с этим, что издавна на Руси елка была деревом вовсе не праздничным. На Руси это дерево было символом траура. Ели — деревья теневыносливые. В лесу часто растут сплошной стеной. В густых ельниках всегда сумрачно. Возможно, именно поэтому у многих восточно-славянских народов ель была связана с погребальными обрядами. Еловыми лапами прикрывали свежие могилы. Бросали их на дорогу траурной процессии к погосту. Да и нынче традиция жива. Из чего часто делают траурные венки? Из еловых лап.

Пару веков назад традицию украшать к Рождеству ель поддерживала немецкая община Петербурга. До середины XIX в. это было частным делом немцев. При описании быта дома Лариных Пушкин о рождественской елке не сказал ни слова. А ведь «Евгений Онегин» справедливо считается энциклопедией русской жизни первой трети XIX в. Однако после завершения романа в стихах прошло лет десять, от силы пятнадцать, и все изменилось. Рождественские елки стали популярны в состоятельных русских семьях Петербурга. Теперь они пользуются всенародной любовью.


Инь-Ян

Знаки противоположных и в то же время взаимодействующих начал, рожденных философами Древнего Китая. Ян соответствует мужскому, активному началу, этот знак связан с внешними силами; его цвет — белый. Инь соответствует женскому, пассивному началу, этот знак связан с внутренними силами; его цвет — черный.

Впервые понятия «инь-ян» появляются в знаменитой «Книге перемен», через которую красной нитью проходит представление о постоянной изменчивости мира. По аналогии с западноевропейскими философами, китайские мыслители пришли к выводу о существовании в мире противоположностей, полярного дуализма. Зримыми образами этих понятий и стали Инь и Ян, которые олицетворяли покой и движение, ночь и день, холод и тепло. Понятие «инь-ян» лежит в основе создания триграмм, которые образуют восемь комбинаций багуа и 64 более сложных комбинаций. Чаще всего знаки инь-ян изображают в виде круга — единой монады, в которой эти два начала как бы взаимодействуют между собой. Кулон с таким символом олицетворяет сложную гармонию мира, поиск равновесия между противоречивыми устремлениями. В практике Фэн-шуй нередко используются так называемые шары здоровья баодин. На некоторых из них нанесены символы инь-ян. Считается, что манипулирование с такими шарами (yin yang health balls) оказывает гармонизирующее воздействие на физическое и психическое состояние человека, улучшает баланс в его теле энергии инь и ян.


Кабан

Дикий кабан, вепрь — зверь очень серьезный. До распространения огнестрельного оружия схватка с таким соперником могла окончиться для охотника трагически. Не случайно в древнегреческих мифах целый ряд персонажей погибает от клыков вепря. С диким кабаном отправляется сражаться легендарный Геракл. Вепрь — символ силы и боевой мощи. Этот зверь сопровождает в мифах древнегреческого бога войны Ареса и римского Марса. Не зря воинственные древние германцы украшали свои шлемы изображениями головы вепря. Победа в схватке над вепрем — свидетельство мастерства и храбрости охотника. На полученные в результате трофеи как бы переходит сила этого дикого зверя. И в наши дни подвеска с клыком секача является оберегом, защищающим воина от опасностей в бою. К тому же она придает ему силы для борьбы и сражений.


Кадуцей

Жезл, оплетенный двумя змеями и увенчанный парой крылышек. В Древней Греции был атрибутом посланника богов Гермеса; у римлян эту роль играл Меркурий. Не случайно на латыни coduceotor — «вестник». Это слово восходит к греческому kerux, которое имеет то же значение. Вероятно, греки позаимствовали символ у египтян, которые изображали богиню Уаджит виде кобры, обвивавшей стебли папируса. Впрочем, еще в Месопотамии более четырех с половиной тысяч лет назад обвитый змеей жезл был символом бога здоровья. Вероятно, такие совпадения или мифологические заимствования связаны с тем, что змея во многих странах мира считалась символом мудрости.

По одной из легенд Гермес, получил свой кадуцей от Аполлона в обмен на свирель. Другой миф рассказывает, как Гермес бросил жезл в двух сражающихся змей, и они обвили его. Эта история явно перекликается с мифом о Тересии, который ударил палкой двух спаривавшихся змей и был за это превращен в женщину. Позже посох Тересия достался Гермесу, сохранив приобретенную способность к трансформации. В Средневековье у алхимиков пара змеи кадуцея символизировала противоположные начала — растворение и коагуляцию, мужскую серу и женскую ртуть. Трактовка змей кадуцея как дуалистических начал сохранилась и до наших дней. Крылья кадуцея воспринимаются порой как символ преодоления трудностей. В отличие от кадуцея, посох бога врачевания Асклепия обвивает одна змея. Несмотря на это в некоторых странах кадуцей является символом медицины. Например, с 1902 г. это знак медицинского корпуса армии США. Поэтому кадуцей в виде брелока можно подарить и человеку, занимающемуся медициной, и специалисту в области информационных технологий.


Камадхену

Волшебная корова в индуизме; в буквальном переводе — «корова желаний». Согласно учению буддистов, на энергетическом уровне корова обладает способностью претворять желания и мечты своего хозяина в жизнь. При условии, правда, что к ней относятся со всем уважением. Теперь становится понятно, почему коровы в Индии — животные священные. И в этой стране, и в Непале коровы свободно гуляют по улицам, зная, что их никто не тронет и не причинит вреда. Кстати, многие китайцы также не едят мясо коров. Фигурка камадхену считается мощным талисманом Фэн-шуй для сектора Богатства.


Кандзан и Дзитокку

Пара закадычных друзей, два буддийских монаха Кандзана и Дзиттоку появилась в японской иконографии в конце периода Камакура (1185-1333). Их прототипами были китайские персонажи — Хан-шань (Han Shan) и Ши-дэ (Shih-Te, She-De). Первый был поэтом и жил во время династии Тан (618— 907), скорее всего во второй половине XVIII в. Некоторые его сочинения дошли до наших дней. Говорят, что благодаря практике дзен, скромной еде, свежему воздуху и долгим прогулкам по горным тропам Хан-шань прожил весьма долгую жизнь. Он отличался экстравагантным поведением, любил розыгрыши и шутки, часто подтрунивал над другими монахами.

Ши-дэ был его ближайшим другом. Как и Хан-шань, Ши-дэ отличался весьма оригинальным поведением и не следовал традициям, принятым в обществе. Постепенно в народных верованиях Китая образы Хань-шаня и Ши-дэ стали восприниматься в качестве инкарнаций бодхисатвы Маньчжурши и бодхисатвы Самантаб-хадры. Со временем эти два монаха стали восприниматься почти как неразлучные приятели — бессмертные двойники. Они символизировали единение и согласие; их фигуры часто можно увидеть на полотнах китайских и японских живописцев прошлых веков. В 1733 г. специальным указом китайского императора фигуры Хан-шань и Ши-дэ стали персонифицированным воплощением буддийского благожелательного пожелания «хэ-хэ». Фигурки Кандзана и Дзиттоку в современной культуре символизируют искреннюю дружбу, долгие и чисто дружеские отношения между мужчинами. Одновременно они намекают на долгую жизнь, лишенную мирской суеты и наполненную простыми радостями, которые умеют замечать и ценить поэты и мудрецы.


Карако

Учение Конфуция культивирует поклонение предкам и уважение пожилых людей. Сыновья почтительность называлась в Китае «сяо» и воспитывалась с детства. Своеобразным символом этого чувства и традиции были фигурки маленьких мальчиков. Обычно их изображали в китайской одежде и с характерными детскими прическами. Обритую голову мальчика обычно украшают два пучка волос на висках. В Китае такие фигурки были связаны с пожеланиями большого мужского потомства и семейного благополучия.

В японской культуре «китайских детей» называют карако. Резные фигурки с их изображениями начали распространяться с последней четверти XVIII в. Немного позже появляются «карако-нинге» — особые куклы, изображающие китайских детей. Иногда ребенок карако сидит верхом на священном карпе. Нередко такой малыш держит персик — символ бессмертия. Дети карако часто окружают Хотэя — ведь это божество считается защитником и покровителем детей. Скульптурные миниатюры, изображающие нескольких играющих детей, в Японии называются карако-асоби. Такие композиции имели явно буддийский подтекст, подчеркивая прелесть по-детски непосредственного восприятия жизни, которое порой способно принести больше радости, чем «умствование». В то же врямя, карако — это символ счастья, которое могут принести в жизнь человека дети.


Карп

Карп в Древнем Китае был символом благих пожеланий. История рассказывает: когда у Конфуция родился первенец, правитель Чжаогун послал счастливому отцу крупного карпа. В Японии карп кои считается священной рыбой, символизирующей чистоту и силу духа. Недаром в этой стране существует поговорка: «трудно поймать священного карпа голыми руками в небесной воде». Она говорит о непростых путях достижения душевного спокойствия и просветления. Карп защищает и обучает людей, вставших на путь духовного просветления.

Иногда верхом на карпе изображают даосского святого Цинь-Гао.Эта пара символизирует мудрость, духовные достижения и укрощение стихий. Легенда гласит, что Цинь-Гао попросил карпа перевезти его на другой берег озера. Однако карп плыл очень медленно. Когда старец, наконец, пересек озеро, прошло 100 лет, и все вокруг изменилось. Любознательный Цинь-Гао обошел весь Китай. Он запомнил все новинки и решил вернуться в прошлое, чтобы рассказать о них людям. Карп ждал его. Однако путь назад тоже занял 100 лет, и мир вновь изменился. Говорят, будто мудрец пересекает озеро Времени на карпе и поныне, но никак не может предупредить людей о грядущем. Считается, что только карп может пересечь границы времени и поведать о путешествиях Цинь-Гао и его открытиях.

Поднимаясь в верховья рек в период размножения, карпы способны преодолевать даже небольшие водопады (речь идет не о домашних карпах, а об их далеких предках, обитающих в быстрых реках). Поэтому в Японии карп символизирует смелость и упорство в достижении цели. Считается, что если мальчик пролезет сквозь сшитого в виде трубы матерчатого карпа, то в жизни его ждет успех и благополучие. Пятого мая японцы отмечают Себу-но Сэкко — «праздник мальчиков». В это время фигурку карпа принято дарить сыновьям. Огромный карп в японских сказках часто несет на своей спине различных персонажей. Преподнося фигурку карпа в подарок, не следует забывать, что в Японии карп с детенышем символизирует также материнство; приносит процветание и любовь в семью.