Куй-син

Китайское божество, помощник бога литературы Вэнь-чана. Культ Куй-сина известен в Китае с XII—XIII веков. Куй-Сина отождествляют с первой звездой Большой Медведицы, ведь его имя в переводе с китайского — «первая звезда». Обычно Куй-Сина изображают стоящим на правой ноге. Левая согнута в колене.

Нередко он стоит на спине гигантской черепахи или рыбы Ао, которая воспринимается как символ достижения высшей учености и высших ученых степеней. В правой руке Куй-Сина обычно кисть, в левой — казенная печать. Считается, что амулет в виде Куй-Сина помогает находить стратегически верные подходы к решению проблем в сферах образования, бизнеса, политики. Это божество покровительствует всем, чья деятельность связана с текстами. Куй-Син способен рассеивать негативную энергию. Неудовлетворенность собой он заменит на душевный мир и плодотворную деятельность. Писателям, журналистам, репортерам рекомендуется размещать фигурку Куй-сина в южном секторе дома для привлечения творческой энергии и признания.


Курительница

Сосуды для сжигания ароматических веществ существуют в разных культурах. К примеру, кадильница является одним из священных сосудов в иудаизме. Старинные курительницы в православии назывались кацеями; они имели вид ковша с длинной рукояткой. Более традиционен в христианстве вид кадильницы на цепочках. Любопытно, что кадило могло иметь вид храма.  В этом случае оно являлось прообразом «небесного Иерусалима».

В буддизме курение ароматических веществ также играет важную роль в молитвенных церемониях. В отличие от христианства, используется не ладан, а различные вещества сандаловых и камфорных деревьев, коричная кора, мускус, ароматические смолы. В странах Юго-Восточной Азии металлические и керамические курительницы нередко имеют затейливую форму. Например, они могут напоминать «китайских львов», охраняющих вход в храм.

В Японии настоящий взлет «ароматической культуры» кодо начался в эпоху Хэйан (794-1185). В то время существовали сотни рецептов новых запахов, и многие из них имели литературный подтекст — могли быть прокомментированы строчками известных стихотворений. Почти в каждом доме японского аристократа стояла курительница, которая источала тонкий аромат. Было известно, какой формы должен быть сосуд для возжигания тех или иных благовоний, а также сорт и количество древесного угля, необходимого для этой процедуры. В наши дни подарок в виде курительницы сохраняет свой главный смысл. И в западной, и в восточной культурах дым является символической жертвой Богу; он оберегает людей от злых сил.


Куриный бог

Камешек со сквозным отверстием, которое образовалось естественным образом. Обычно такие камешки находят на берегах рек или морей. Дырки в них — результат работы воды. У славянских народов в языческие времена он служил оберегом и для курятника, и для хозяйства в целом. Однозначного мнения о происхождении такого оберега нет. Треснувший горшок или кувшин на жердине мог играть роль пугала от хищных птиц.

С другой стороны, люди верили, что любой предмет с отверстием (например, горлышко от кувшина) может привлечь добрых духов дома, оберегающих скарб и птицу от леших и кикимор. Иногда камню, который называли «куриным богом», придавали антропоморфные черты — рисовали рот, глаза. Похоже у славян могли изображать «скотьего бога» Велеса. Отверстие «куриного бога» может намекать и на женское плодородное начало. Не случайно камешек-амулет подвешивали в курятнике, чтобы несушки давали больше яиц. Любопытно, что камешки с дырками играли роль оберегов у древних бриттов и кельтов. Они называли такие амулеты «змеиными камнями». В наши дни старые языческие функции «куриного бога» почти забыты, а камешек с дырочкой стал просто природным кулончиком, который продолжает ассоциироваться с защитой, добром и охраной от неприятностей.


Лавр

Выражение «почить на лаврах» не нужно понимать буквально — лежать на ветках лавра. Венок, сплетенный из лавровых листьев, в древности надевали на головы победителей. Отсюда выражение «пожинать лавры» — то есть пользоваться плодами успеха. Бакалавр (буквально «увенчанный лаврами») — звание, первая ученая степень, присваиваемая после получения базового образования. У древних греков и римлян увенчанных лаврами победителей называли лауреатами. В наше время так величают людей, которым присудили какую-либо высокую премию. И хотя лавровые листочки им при этом уже не преподносят, лавровая ветвь до сих пор остается символом признанных заслуг. Ее можно рассматривать и как своеобразный талисман, побуждающий человека к высоким достижениям.


Лапти

В старину на Руси было много разновидностей обуви. Это кожаные черевички, ичиги и бахилы, валяные босовики, коты, валенки, катанки, меховые унты. В этом ряду легкие плетеные из лыка лапти занимали особое место. Их надевали не на босую ногу, а на онучи — полосы ткани, которыми оборачивали стопу и голень. Зимой онучи брали шерстяные, а иногда и меховые. Летом онучи были льняными. К лаптям порой пенькой или тонкими дубовыми волокнами привязывали тонкую подметку. Нога в лапте дышала и чувствовала себя удивительно легко. В такой обуви можно было долго идти сельскими дорогами, не чувствуя усталости. Отсюда современное значение пары маленьких лапоточков, которые иногда используют для оформления более сложных подарочных или символических композиций. Русские лапти — символ легкой дороги, путешествия по жизни без усталости. Однако следует помнить, что до принятия христианства старые лапти целыми связками подвешивали рядом со скотным двором или у входа в дом, чтобы уберечь имущество, скотину и домочадцев от сглаза и происков нечисти. Считалось, что в лаптях или в старой кринке, надетой на жердину, может поселиться добрый дух, оберегающий дом.


Лебедь

В «Сказке о царе Салтане» царевна вначале является главному герою в виде белоснежной лебедушки. На Руси лебедь была символом духовной чистоты и целомудрия. И не только на Руси. Такое восприятие белых лебедей характерно для многих народов. Для того, чтобы подластиться к Леде, Зевс принимает образ именно лебедя. И громовержцу удается стать отцом очередных героев. Индусы верили, что из лебединого яйца, упавшего в Хаос, родилась вся Вселенная. Изображение лебедя часто можно увидеть на гербах. К примеру, именно эта птица является геральдическим символом старинного рода графов Шпангау. Преемником этого рода считал себя король Баварии Максимилиан II. Его старший сын Людвиг II стал инициатором строительства знаменитого ныне на весь мир замка Нойшванштайн. Название этой удивительной цитадели переводится с немецкого как «Новый лебединый камень», и лебеди, действительно, являются самым популярным сюжетом в интерьерах замка. В наши дни кулон с изображением лебедя можно рассматривать как амулет, помогающий сохранять чистоту помыслов и незапятнанность души.


Летучая мышь

Летучие мыши появляются из своих убежищ по вечерам и охотятся на насекомых в течение всей ночи. Поэтому в европейской культуре летучая мышь — символ темных сил.

Негативная трактовка образа летучей мыши характерна и для других культур. Например, в пантеоне индейцев майя бог смерти изображался с головой летучей мыши; у евреев этот зверек олицетворяет нечистоту, а у японцев — горестное беспокойство. В фольклоре некоторых африканских народов летучие мыши сопровождают души умерших ведьм и колдунов на тот свет. Любопытно, что в Древней Греции летучие мыши считались дочерьми Нюкты — богини ночи, рожденными ею от бога подземного царства Аида. Вместе с тем летучая мышь могла быть амулетом от сглаза и талисманом, притягивающим богатство. От способности летучих мышей цепляться за небольшие неровности стен возникло их болгарское название — прилеп. Отсюда поверья о том, что к обладателю зверька-талисмана обязательно «прилепится» какое-нибудь добро.

На Украине для «притягивания» богатства голову летучей мыши закапывали под порогом дома, а высушенную тушку зверька клали в сундук с деньгами. Таджики шептали пойманной летучей мыши свои самые сокровенные желания и выпускали ее для доставки этих просьб на небо.

В культуре Китая летучая мышь — символ удачи и богатство. Объясняется это тем, что ее название на китайском созвучно со словом «фу» — счастье. Пять летучих мышей — мощный символ совершенства, известного как «пять благословений небес»: богатство, долголетие, процветание, здоровье, любовь и естественная смерть в зрелом возрасте. Орнамент из пяти сцепившихся крыльями летучих мышей — «ву - фу» часто можно увидеть на различных изделиях. Он символизирует пять радостей в жизни человека: здоровье, богатство, удачу, долгую жизнь и невозмутимость.

Лилия

На многих полотнах, изображающих библейскую сцену Благовещения, ангел держит в руках белую лилию. Согласно Святому Писанию, ведь именно лилию держал в руках архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа. Символика этого цветка имеет давнюю историю. Упоминание о лилии встречается в старинных китайских манускриптах. Изображение этого растения было найдено на фресках, находящихся на острове Крит. По данным ученых, этим живописным изображениям около четырех тысяч лет.

У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Древние египтяне получали из лилий ароматическое масло, которое называли «сузинон». Не так давно в Египте археологами было обнаружено захоронение молодой женщины, на груди которой лежала высохшая лилия. Сегодня саркофаг с мумией этой молодой египтянки хранится в Лувре. Древние персы назвали свою столицу Сузой, или «городом лилий». Лилия была и одним из элементов, украшавших герб этого города. Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Геракла. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры. В Древней Греции и Риме новобрачных украшали венками из пшеничных колосьев и лилий, которые символизировали изобилие и целомудрие. Любовь к лилиям переняли и христиане, сделав это растение символом Девы Марии. При этом прямой стебель лилии олицетворяет ее ум, поникшие листья — скромность, нежный аромат — божественность, а белый цвет — целомудрие.


Ловец снов

Амулет, порожденный культурой индейцев оджибве (они же чиппева). Представляет собой небольшой деревянный обруч из ивового прута с нитками, полосками кожи или оленьими жилами, переплетение которых напоминает паутину. К обручу может быть прикреплено несколько перьев, бусин или других декоративных предметов. В центре «паутины» имеется круглое отверстие.

Изначально «ловец снов» использовался в качестве оберега, охраняющего детей от ночных кошмаров. Его вешали в изголовье кровати. Индейцы оджибве верят также, что сквозь «ловца снов» могут пролетать только позитивные, благие мысли, а негативные задерживаются его «паутиной». Таким образом этот амулет может изменить ментальность человека и, как следствие, его
жизнь. Позже амулет стал приобретать роль символа объединения всех коренных индейцев Северной Америки. В современной западной культуре «ловец снов» воспринимается в своем первичном значении — как амулет, оберегающий сон. В более тонкой трактовке это символическое изображение «фильтра», который может выловить из подсознания человека творческие идеи и яркие художественные образы. Поэтому смело дарите «ловца снов» знакомым художникам, поэтам и прочим творческим личностям.