Дарума

Легендарный основатель китайского монастыря Шаолинь. Прототипом этого во многом легендарного персонажа считается индийский воин Дарума, который стал проповедовать буддизм. Легенды рассказывают, что по дороге в Китай в горах Суншань он просидел девять лет в пещере, пережив состояние просветления. Именно поэтому Даруму часто изображают сидящим. Его скрещенные ноги скрывает накидка. Понимая, что практика длительных медитаций должна подкрепляться физкультурой, он начал учить монахов приемам индийского боя вадж-рамушти, который позже стал известен как боевое искусство у-шу.

Дарума популяризировал буддизм, сведя его сложное философское содержание к простым и понятным принципам дзэн — стремление к внутреннему самоочищению путем воздержания от пороков и материальных благ. История донесла до нас, что в 528 г. Дарума передал суть своих взглядов ученикам, затем ушел в нирвану и через год покинул пределы земного мира. Дарите фигурку Дарумы с пожеланиями достичь мудрости, покоя и просветления.

Джанкуй

Нэцкэ ДжанкуйОдин из демонов Гуи в японской мифологии. Согласно легенде, в такого демона превратился человек по имени Джан Куй. Он не сдал экзамен на чин и в отчаянии разбил себе голову. Согласно верованиям китайцев в демонов Гуи и превращались души самоубийц. Эти демоны не отбрасывают тени и носят одежду без швов. Для того чтобы умиротворить демонов Гуи, китайцы предлагали им инфернальные бумажные «деньги», которые сжигались во время особой церемонии. В ряду демонов Гуи Джанкуй занимает особое место. Он играет роль защитника литераторов и студентов. Одна из легенд связывает Джанкуя со временем правления императора Кай Янга (713-742). Когда тот был смертельно болен, ему грезились мерзкие демоны, которые крали его вещи. Дух Джанкуя прогнал эти видения и спас императора от болезни. Японские мастера нэцкэ, которым Джанкуй был известен как дух целителя Шоки, часто изображали его в компании с маленьким демоном, которого тот собирается поймать.

Дзаошень

Китайцы и японцы верили, что божество-хранитель домашнего очага Дзаошень владеет табличкой, куда записывает мечты и пожелания членов семьи, в доме которой он живет. Раз в месяц Дзаошень делится своими записями с ближайшими духами, а в конце года, 24 декабря, он отправляется на небеса. Там, на вершине священной горы Кунлунь, Дзаошень отчитывается перед высшими божествами и передает им все записанные пожелания. Японцы верили, что такие мечты обязательно должны исполниться. С этим поверьем связан старинный японский обычай сжигать перед Новым годом украшенную фигурку Дзаошеня, а после приносить в дом новое изображение этого божка. Фигурка Дзаошеня может послужить талисманом, охраняющим дом от любых неблагоприятных воздействий.

Дзюродзин

Один из семи японских богов счастья, чрезвычайно похожий на другое божество из этой группы — Фукуро-кудзю. Дзюродзина также изображают в виде седобородого старца, которого часто сопровождают журавль, олень и черепаха — символы долголетия. Голова Дзюродзина не так вытянута, как у Фукурокудзю. В отличие от целомудренного Фукурокудзю, Дзюродзин не чужд плотским радостям жизни. Он отдает долг хмелящим напиткам, не прочь выпить сакэ и не чурается общества женщин. Реальным прототипом этого божества считается китайский монах Шоу Лао, живший в эпоху династии Хан (206-220 гг. до н. э.). Дзюродзин и Фукурокудзю в японском пантеоне настолько схожи, что иногда их образы объединяют, считая, что эти два божества воплощаются в одном и том же теле мудрого старца.

Дракон

Единственное мифическое существо среди вполне реальных животных восточного гороскопа. Желтый дракон в Китае является символом императорской семьи. Он символизирует восходящее солнце, плодородие и божественное знание. В центре небесной сферы китайцы видели созвездие дракона. Японцы также весьма уважительно относились к драконам. Они считали их самыми сильными и могущественными существа на Земле, чья сила уступала только могуществу богов. Драконы наделены огромными знаниями и мудростью. Они совсем не похожи на западных драконов — обладают длинными, тонкими извивающимися телами без крыльев. Их крупная голова украшена рогами и длинными усами, похожими на «усы» огромного сома. Именно такими драконов обычно изображали мастера нэцкэ. Фигурку восточного дракона можно рассматривать как талисман, способствующий плодородию, силе и удаче.

Дунфан Шо

Историки утверждают, что Дунфан Шо был реально существовавшим человеком, сановником ханьского императора У-ди, правившего в Китае во 2-1 вв. до н. э. Однако жизнь этого персонажа окружена столь плотной завесой фантастических легенд, что в Китае Дунфан Шо давно причислен к сонму даосских божеств. Рассказывают, как он побывал на вершине гор Кунлунь в царстве богини Сиванму. У нее он похитил один из персиков, дарующих бессмертие, за что был сослан на землю. Спустя долгое время Дунфан Шо был прощен. С небес за ним спустился зеленый дракон цинлун, который навсегда унес достигшего бессмертия даоса в небесную высоту вечности. Мастера нэцкэ часто изображают Дунфан Шо с волшебным персиком бессмертия. Этот даос считается покровителем ювелиров.

Жаба

Холоднокровность жаб и их манера охотиться по ночам снискали этим земноводным дурную славу во многих культурах мира. Жаб часто считали воплощением темных сил, части их тела использовали для приготовления адских зелий. В Древнем Китае жабу также считали зловредным и мстительным существом, существовала даже особая «жабья магия». Однако затем в народе получила распространение легенда о Будде, который покорил ее своей волшебной силой и обязал помогать людям. После встречи с Буддой жаба стала расплачиваться с людьми за причиненные им ранее неприятности, выплевывая изо рта золотые монеты. Благодаря этому поверью в Китае изображение трехпалой жабы, держащей во рту монетку, стало символом богатства и удачи. Жаба стала считаться частой спутницей мудрецов и лекарей. В Японии жаба с детенышем на спине символизирует материнство. Две жабы, изображенные вместе, говорят о духовном и материальном богатстве, которые вытекают одно из другого. Изображение лягушки у японцев связано со странствиями и путешествиями. Дело в том, что японское слово «лягушка» — каэру — является омонимом глагола «возвращаться». Поэтому изображение лягушки часто используется как омамори — оберег. Он помогает путешественникам переносить тяготы пути и благополучно вернуться домой.